ФГОС ОВЗ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Обучение детей с ОВЗ

 

     Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В школе создана универсальная безбарьерная среда для  инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи »)

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

• обучение совместно с другими обучающимися,

• обучение в отдельном классе обычной школы,

• обучение в специальной школе,

• индивидуальное обучение на дому,

• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

• дистанционное обучение.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.

Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

            Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №6 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

• совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МБОУ СОШ №6 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;

• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

            Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

            В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

 Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

            Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

            В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:

 1.  Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

Получение образования детьми с ОВЗ и инвалидностью

 

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, дети-инвалиды  могут обучаться в условиях:

- специального (коррекционного) образования;

- инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

- в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

- в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

- в условиях домашнего (семейного) образования.

 

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психологическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психологического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психологического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в ФГОС, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

В соответствии с п. 9 статьи 2 ФЗ № 273 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

К основным образовательным программам относятся образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы.

Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ. Образовательная программа образовательной организации может включать в себя любые варианты АООП НОО.

 

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru.

Варианты программ представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1.

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети

4.1, 4.2, 4.3

Дети с тяжелыми нарушениями речи

5.1, 5.2, 5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития

7.1, 7.2, 7.3

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2

 

5. Алгоритм действий образовательной организации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Для обеспечения реализации прав ребенка с ОВЗ на получение образования в общеобразовательной организации необходимо определить проблемные вопросы, объем и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

2. Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, рекомендаций ПМПК.

3. Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1). Решение ПМПК является основанием для организации органами образования определенных условий обучения. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

4. Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют учителя и специалисты (учителя-предметники, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и др.). В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы АООП НОО ОВЗ, АООП О у/о, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;

б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Специальная психология»;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Логопедия»;

б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

При получении образования обучающимися с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование) требования к кадровому составу, реализующему адаптированную образовательную программу, соответствуют выше обозначенным, с учётом психофизических особенностей конкретного обучающегося.

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Кроме того, подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна осуществляться образовательной организацией (семинары, круглые столы и др.). Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

5. Основным документом образовательной организации является Устав. В Уставе образовательной организации должно быть закреплено право на ведение педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и описаны формы организации данной работы.

6. При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной организации должны быть разработаны локальные акты. При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Кроме того, целесообразно иметь локальные акты:

- Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ;

- Положение о рабочей программе учителя;

- Положение об инклюзивном или специальном (коррекционном) классе;

- Положение о ПМПконсилиуме ОО и др.;

7. Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не способного освоить в полном объёме образовательный стандарт, образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.

ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования, обучающихся с ОВЗ на основе показателей динамики развития обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Перевод обучающегося с одного варианта ФГОС на другой или на обучение по СИПР осуществляется по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).

Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования при необходимости могут быть увеличены. Образовательная организация самостоятельно решает вопрос о продолжительности ступеней общего начального образования (от 4 до 6 лет). Увеличение продолжительности возможно за счет введения подготовительного или 1 дополнительного класса (в зависимости от варианта АООП), цель которых направлена на решение диагностико-пропедевтических задач.

8. Перевод обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и (или) программу осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с момента предоставления его родителем (законным представителем), и подачи заявления на имя руководителя ОО.

9. В образовательной организации необходимо проводить информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.

10. Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Ч. 13 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ говорит о том, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР). АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение умственно отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Обучение детей с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предполагает использования оценочной системы, что закрепляется локальным актом образовательной организации. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок. Таким образом, обучение по АООП лицами с умственной отсталостью не предполагает получения ими начального, основного общего и среднего общего образования. Они не проходят государственной итоговой аттестации, поэтому выдаваемые им по окончании обучения документы являются документами об обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60 ч. 1). Образец и порядок их выдачи регламентированы Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». В отношении школьников с ОВЗ обучающихся по вариантам 2 АООП для глухих обучающихся, слабослышащих и позднооглохших, слепых обучающихся и слабовидящих, детей с нарушениями ОДА, школьников с ТНР, учащихся с ЗПР, а также школьников с нарушениями аутистического спектра особое значение приобретает проблема аттестации за период обучения на уровне начального общего образования, поскольку на этом уровне образования школьники обучаются по ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, а на следующих уровнях образования предполагается их обучение по ФГОС ООО и СОО, разработанных для всех обучающихся, возможно, с учетом специальных требований, которые будут разработаны для этих уровней образования школьников с ОВЗ.

11. При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для них должно быть организовано индивидуальное обучение на дому. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности). Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей).

12. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном Минобрнауки РФ. При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать образовательные организации до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК.

13. Отчисление обучающегося согласно ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ означает издание распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о прекращении образовательных отношений. Обучающийся подлежит отчислению в следующих случаях: досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; в связи с получением образования (завершением обучения).

 

6. Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Внедрение Стандарта применительно к варианту 4 ФГОС НОО ОВЗ и варианту 2 ФГОС О у/о имеет свои особенности в связи с требованием к индивидуализации образования, учитывающего специфические образовательные потребности данной категории обучающихся.

Прием в образовательную организацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР) осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендаций ПМПК и ИПРА (для детей с инвалидностью).

СИПР разрабатывается для обучающихся по вариантам ФГОС НОО ОВЗ: 1.4, 3.4, 6.4, 8.4 и ФГОС О у/о: вариант 2, а также по другим вариантам ФГОС по рекомендации ПМПК.

Зачисление ребенка в образовательную организацию происходит на основании приказа руководителя образовательной организации после приема от родителей (законных представителей) ребенка документов, установленных законодательством Российской Федерации.

Структура СИПР обозначена во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

Наполняемость класса/группы обучающихся по СИПР должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15.

Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальной, групповой или комбинированной, что определяется рекомендациями ПМПК, специфическими образовательными потребностями обучающихся и уровнем сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания конкретного обучающегося в образовательной организации.

Категории детей с ОВЗ:

  • дети с нарушениями зрения;
  • дети с нарушениями слуха;
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);
  • дети с нарушением интеллекта (У/О);
  • дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
 

Нормативно-правовая база:  

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/npa-ovz.html?print=1&tmpl=component

Федеральный уровень:

Школьный уровень:

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с с интеллектуальными нарушениями  

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ с тяжелыми речи  

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (нтеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Недельный учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся

Недельный учебный план основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с ФГОС ООО с учетом проекта примерной АООП ООО обучающихся с нарушением слуха

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6

Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Реализуются образовательные программы, в том числе адаптированные образовательные программы.

При реализации указанных образовательных программ используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Обеспечен доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечено питание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечены условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Отсутствует общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидоами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Дата последнего обновления страницы 11.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения